Детские страхи

Страх рано или поздно испытывают все. Причиной страха чаще всего у взрослых и детей бывает или присутствие чего-то угрожающего или отсутствие того, что может обеспечить безопасность (для малыша обычно обеспечивает безопасность мать). Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку. 

Приведем список самых распространённых причин возникновения страхов.
1. Конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.)

2. Родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

3. Внушение страхов, взрослыми, которые окружают малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь –укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации.

4. Переданная родителями эстафета. Дети перенимают страхи от нас, родителей. Например, если мама боится собак, очень велик шанс, что и ребенок будет их бояться. Это происходит через то, что ребенок быстро считывает любые эмоции родителей (особенно мамы) и «заражается» ими.

5. Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребенок очень эмоциональный. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища?

6. Мультфильмы и сказки с плохим окончанием, со злыми персонажами и т.д. Поэтому очень важно контролировать просмотр мультфильмов ребенка. Также, не просто читать сказки, а и обговаривать их, акцентируя внимание на позитивном.

7. Внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. У ребенка повышается уровень тревожности и, как следствие, увеличивается количество страхов.

8. Неправильное воспитание: гиперопека или гипоопека.

9. Распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

10. Особенности нервно-психической организации ребенка. Страхи нередко возникают у детей с повышенной тревожностью и чрезмерно развитым воображением. Эмоциональная чувствительность и впечатлительность делают таких детей уязвимыми. Эти дети - счастливые и одновременно несчастные обладатели «тонкой кожи». Они ощущают чужую боль как свою, они рыдают, увидев раздавленную букашку. Это прирожденные пацифисты и миротворцы, которым хотелось бы, чтобы всем было хорошо. И признание того, что так, увы, в реальной жизни не бывает, дается им очень тяжело. Ни в коем случае нельзя разрешать таким детям смотреть фильмы ужасов и фильмы с трагическим сюжетом, поскольку они запоминают их и долго еще переживают увиденное. Возникающие страхи, как правило, сохраняются длительное время. Взрослые при этом могут даже не подозревать о том, что творится у ребенка в душе, так как дети не стремятся поделиться своими чувствами, это «дети в футляре».

Как надо вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх:
 не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, насколько хрупка психика ребенка;

 не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость»;

 важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете. Объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Примите существование страха, а далее подумаете, как его побороть. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы;

 постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять. Например, когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним;

 обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без родительской помощи;

 постарайтесь проиграть пугающее малышей событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, если ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собачка расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга). Когда ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится врача - в больницу. Главное - игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасен;

 дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них и т.д.
Ищите свой способ преодоления страха у вашего ребенка, учитывая его индивидуально-личностные особенности. Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
Пожалуй, страх является опаснейшей из всех эмоций, ведь испугаться можно даже до смерти. Но он не только зло. Он - как предупреждающий сигнал. А если вовремя предупредить, то можно вовремя и изменить. Поэтому приглядывайтесь и изменяйте, при этом помня, что для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх - естественные реакции познания окружающего мира, когда они эпизодичны и полностью не подчиняют воображение ребенка.
Когда вы видите, что ваш малыш бесстрашен и даже возрастные страхи не свойственны ему, проверьте, нет ли у ребенка задержки психического развития.
Когда вы видите, что страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, необходимо обратиться к специалисту за помощью.

Список литературы:

Баркан А. И. «Страхи тоже ступеньки детства».
Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей».
Захаров А. И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха».
Саржанова А. С., Егенисова А. К. «Детские страхи и пути их преодоления».

Статью подготовила психолог центра "Вoltun" Кленько Юлия Ивановна