Диагностика

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией нескольких принципов. Один из них принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное диагностическое обследование ребенка и НА ОСНОВЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием ребенка, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы. Работа со всеми клиентами начинается с диагностики.

Диагностика и преодоление речевых нарушений у детей и взрослых.
Если клиента интересуют логопедические занятия, проводиться диагностика речевого развития, в результате которой определяется наличие речевых нарушений. Если они были обнаружены, составляется логопедическое заключение и индивидуальная программа работы.
В конце проведенной диагностики обсуждается, что лежит в основе нарушений, направления предстоящей работы и с какими из них клиенты могут справиться самостоятельно или при минимальной помощи в виде консультации с логопедом при возникновении трудностей, а также направления для работы, с какими необходимы логопедические занятия. Определяется необходимое количество занятий в неделю, длительность занятий (30 или 45 минут), а также день и время, в которые им будет удобно заниматься.

Подготовка детей к школе и диагностика
Не только перед логопедическими занятиями нужна диагностика. Родителям иногда очень тяжело решить, отдавать ребенка в школу в этом году или подождать до следующего. Существует понятие «готовность ребенка к школе». Именно это диагностируют педагоги логоцентра на первом занятии.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.
Но, конечно, этого недостаточно. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашнее задание – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе.
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет должна сформироваться внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным элементам.
Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные отношения со взрослыми. Если дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения, то они могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».
Также ребенок должен уметь строить отношения и со сверстниками. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.
Мы уже упоминали о навыках счета, письма, но на самом деле, развитие этих навыков невозможно без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции должны находиться на достаточном уровне развития. К ним относят внимание (ребенок должен уметь сосредоточиться на не интересной деятельности хотя бы 5-10 мин.), память (ребенок должен запоминать 10 слов, не связанных по смыслу после нескольких повторений), мышление (дети уже должны понять, что такое план комнаты и пользоваться ним), воображение ( должно стать активным – произвольным).

Развивающие занятия и диагностика
Сформированность основных психических функций важна не только в период перед школой. Все психические функции должны развиваться согласно возрастным нормам. Иногда сложно сказать без диагностики, отстают ли в развитии психические функции или родителям просто кажется, что ребенок очень невнимателен или у него плохо развито логическое мышление.
Часто во время диагностики ребенок показывает неплохие результаты, что дает повод говорить о хорошем развитии этих функций, но бывают и случаи, когда диагностика подтверждает, что необходимо заниматься развитием ребенка. Она дает понять, какие из психических функций требуют развития.
Но развивающие занятия полезны не только детям, у которых есть серьезное отставание от возрастной нормы. Много детей ходят на развивающие занятия для того, чтобы улучшить свои память, внимание, мышление, воображение и достигать больших успехов в различных видах деятельности.