Дисграфия

В последние пять лет заметно возросло количество обращений родителей в кабинет поликлиники по поводу нарушений письма и чтения у детей школьного возраста. Нарушение чтения и письма не являются непосредственным следствием недостаточного обучения. Письменная форма речи в школьном возрасте является важнейшим средством овладения программным материалом. Трудности, связанные с овладением письменной формой речи могут привести к школьной дизадаптации, неуспеваемости, психо-эмоциональным расстройствам. Дисграфия – это частичное, стойкое, специфическое нарушение процесса письма. Для обозначения нарушений письма в основном используются термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия. Ребенок, его родители и даже учителя не могут самостоятельно справиться с данными речевыми нарушениями, так как не могут определить его причины и работают только над симптомами дисграфии. Они не исчезнут сами и требуют помощи логопеда.

Письменная речь - это одна из форм существования языка, которая противопоставляется устной. В отличие от устной, письменная речь формируется исключительно в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы составляются в период обучения грамоте и совершенствуются в течение дальнейшего обучения. Также письменная речь имеет более сложную психофизиологическую организацию. Устная речь осуществляется преимущественно за счет речедвигательного (человек с помощью движений артикуляционного аппарата может говорить) и речеслухового (с помощью слухового аппарата человек слышит речь) анализаторов, тогда как письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием (человек должен подключить зрение, слух и выполнять движения).

Распространенность нарушений письма - от 6 до 7% (по А.Корневу) или от 3 до 15% (по Т. Пичугиной) . Распространенность зависит от половой принадлежности (у мальчиков в 4,5 р. чаще ), так и от характера письменности. Самый высокий показатель в англоязычных странах (10-15%) и в Венесуэле (33%), в нашей стране показатель меньше. У детей, которые овладели фонетическим составляющим письма, количество дисграфий, дислексий значительно больше, чем у детей, которые усвоили иероглифическую письменность - специфика языка и письменности является фактором распространения. Иногда наблюдается учащение нарушений чтения и письма, они встречаются с большей вероятностью у родственников первой степени родства.

Критерии отграничения патологических ошибок от непатологических:

  1. устойчивость (ошибки очень тяжело исправить, не понимая причины появления данных нарушений);
  2. способность закрепляться (если ошибки вовремя не исправить, то в последствии они могут закрепиться на длительный срок, у многих взрослых специфическое нарушение процесса письма сохраняется;
  3. способность увеличиваться (ребенок не может без помощи логопеда преодолеть патологические ошибки и с каждым годом он отстает от школьной программы все сильнее).

Для определения специфических нарушений письма принят количественный критерий: отставание в навыке письма на 2 и более стандартных ошибок или на 1,5 -2 класса) от уровня усвоения других предметов при отсутствии существенных нарушений интеллекта, зрения или слуха.

Для правильной постановки диагноза родителям детей рекомендуется посещение логопеда. Основными симптомами являются устойчивые специфические ошибки, без нарушений интеллекта, сенсорного развития или нерегулярности обучения.

И. Садовникова выделяет 3 группы ошибок:

  1. на уровне буквы и слога: нарушение звукового анализа, фонематического восприятия, смешивания букв по кинетическому сходству, персеверации и антиципации;
  2. на уровне слова - отдельное написание слова, написание вместе служебных частей речи со следующим или предыдущим словом, смещение границ слов;
  3. на уровне предложения - аграмматизмы: нарушение связи между словами в предложении, неправильное обозначение границ предложения, пропуски и перестановки слов в предложении.
Типы ошибокОписание
Фонетические ошибки
  1. Замены, смешивание за акустико-артикуляционными признаками.
  2. Пропуски, перестановки, добавления лишних звуков или искажения состава слова.
Графические и оптико-пространственные ошибки (неточности в написании, замены букв, сходных по оптико-пространственным, кинетическим признакам).
  1. Замены сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, которые по-разному расположены в пространстве (т-ш).
  2. Неправильное пространственное расположение элементов буквы (т - пп).
  3. Замены букв, которые имеют одинаковые элементы, но отличаются количеством элементов (п - т, ш - и).
  4. Пропуски элементов, в случае сочетания букв, включающих одинаковый элемент (ау - оу).
  5. Дописывания лишнего элемента буквы (ш - ии).
  6. Смешивания или замены по кинетическому сходству (в - а, б-д).
  7. Зеркальное написание (с, с).
Лексико-грамматические

Морфологические:

  1. нарушения согласования и управления (написание окончаний);
  2. ошибки написания префиксов и предлогов - отрывают префиксы, а предлоги пишут вместе со словом или пропускают;
  3. замены префиксов и суффиксов;
  4. раздельное написание частей слова;
  5. смещение границ слов.

Орфографические (дизорфографические):

  1. правописание ударных гласных, звонких и глухих согласных;
  2. неправильное употребление «ь» , сочетания «ьо»;
  3. употребление апострофа;
  4. написание префиксов.

Пунктуационные:

  1. пропуски знаков препинания;
  2. неправильное их употребление.

Семантические:

  1. замены слов (незнакомые слова заменяются близкими по звучанию, не подходящие к содержанию).

Синтаксические:

  1. отсутствие обозначения границ предложения - большой буквы и точки;
  2. неправильное определение границ предложения;
  3. пропуски слов и частей предложений, нарушение последовательности слов.