Дислексия. Проблема или ДАР?

Наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но с точки зрения самооценки каждому дислектику хорошо знать, что его мозг работает точно таким же образом, как и мозг великих гениев. Ему также важно знать, что наличие проблем с чтением, письмом, орфографией или математикой не означает, что он тупой или глупый. Та же самая умственная функция, которая является причиной гениальности, может также быть причиной и этих проблем.
Не у всех дислектиков развивается один и тот же талант, но у всех у них есть общие определенные умственные способности.

Вот основные свойства, характерные для всех дислектиков:
• Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность).
• Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку.
• Они более любопытны, чем обычные люди.
• Они мыслят, в основном, образами, а не словами.
• У них высоко развита интуиция и проницательность.
• Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).
• Они могут воспринимать мысль как реальность.
• У них яркое воображение
Эти восемь основных способностей, если они не подавлены, не ликвидированы или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии — дар мастерства.
Дар мастерства развивается разными способами и в разных областях. Для Альберта Эйнштейна это была физика; для Уолта Диснея это было искусство; для Грега Луганиса это было мастерство в спорте.
Фактически, многие взрослые дислектики используют в своей жизни положительную сторону дислексии, даже не осознавая этого. Они просто думают, что у них есть склонности к чему-то, не осознавая, что их особый талант исходит из тех же умственных способностей, которые делают для них невозможным хорошо читать, иметь хороший почерк или грамотно писать. 
Дислексия — это результат таланта восприятия. В некоторых ситуациях талант становится необходимостью. Человек не осознает, что это происходит, потому что использование таланта стало составной частью его мыслительного процесса.
Таланты, вызывающие восприимчивость к спутыванию информации, которую несут символы, являются ценным качеством. Например, люди, которые «видят» пространственные характеристики нашего мира, интуитивно понимают, как что работает. Они обнаруживают, что обладают врожденной способностью чинить вещи, разбираться в моторах, в электронных устройствах, в водопроводных системах, в строительном деле, искусстве и в других связанных с этим областях. Задания, которые требуют наличия способности что-либо визуализировать творческим или другим способом, часто являются простыми для людей с такими дарованиями. Вероятнее всего именно поэтому так много изобретателей, ученых, спортсменов и творческих личностей обнаруживают, что у них тоже есть симптомы дислексии.
Откуда берется дислексия? Очевидно, что некоторые люди рождаются с таким генетическим кодом, который позволяет им использовать ту часть их головного мозга, которая изменяет и создает восприятия. Сам факт рождения с таким генетическим кодом не дает им дислексию, он только создает им возможность для ее развития.

Потенциальный дислектик в младенчестве

Психологи говорят, что трехмесячный младенец только начинает узнавать черты лица. Это означает, что младенец может фокусировать глаза и контролировать сведение двух мысленных образов, создаваемых ими; в противном случае он даже не смог бы увидеть лицо. 
Давайте создадим сценарий потенциального дислектика, сокращенно П.Д. Пусть у нас будет маленький трехмесячный П.Д., и мы положим его в кроватку. Находясь в таком положении, все, что может видеть маленький П.Д» - это край комода с ящиками и чей-то локоть. Если ему удалось запустить клетки мозга, которые изменяют его восприятие, то он будет видеть что-то другое. Если П.Д. интересно, кому принадлежит локоть, то ему было бы очень легко просто добавить к локтю другие черты и увидеть лицо человека. Когда он увидит лицо, он может узнать, тот ли это человек, который его кормит.
Каким бы образом это ни произошло, маленький П.Д. фактически, видел лицо в своем мозгу, такое же реальное, как то, которое он бы видел собственными глазами, и узнал его как лицо своей матери.
Трехмесячный П.Д., распознает в окружающей его обстановке такие вещи, которые он не должен уметь распознавать еще три года. Эта способность, которой он обладает для распознавания реальных объектов в окружающей его обстановке, повлияет на остальное его развитие в раннем детстве.
Другие навыки, которые имеются у маленького П.Д. в раннем детстве, могут развиваться быстрее обычного, или их развитие может задерживаться. Вероятно, у него будут некоторые области ускоренного развития и некоторые области замедленного развития, но оба эти явления будут произрастать из одной причины: его способности мысленно заканчивать фрагментарные восприятия.
Что бы ни делал П.Д. еще, он не теряет первоначального дара, который он развил, - смотреть на объект или ситуацию и "просто знать", что это такое. У него развито воображение и изобретательность. Он сориентирован визуально и кинестетически. Он может думать на ходу и быстро реагировать.
Тем не менее, у него низкое мнение о себе, потому, что по меньшей мере половину своей жизни он слышал, как люди явным или скрытым образом называли его тупым или дефективным.

Образное мышление

Основной мыслительный процесс дислектика - это невербальный процесс мышления образами, который происходит со скоростью тридцать два изображения в секунду. В течение секунды у человека с вербальным мышлением может быть от двух до пяти мыслей, тогда как у человека с образным мышлением их будет тридцать две. 
Подсчитано, что мышление образами, в общем, происходит со скоростью в 400 - 2000 раз больше, чем вербальное мышление. Очевидно, что скорость меняется в зависимости от сложности отдельных образов. Но здесь есть нечто большее, чем просто разница в скорости. Образное мышление более полное, более глубокое и более всеобъемлющее.
Вербальная мысль линейна во времени, она осуществляется путем создания предложения, слово за словом, тогда как образное мышление имеет эволюционный характер. Образ вырастает по мере того, как мысленный процесс добавляет к общей концепции все больше дополнительных концепций.

Люди страдающие дислексией.

Многие великие люди страдали этим недугом — Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский, советский актер Николай Гриценко. 
Своей "болезни" не скрывает и Джодж Буш младший. Также отсутствием способности читать страдает шведская наследная принцесса Виктория. Недавно она призналась, что с раннего детства одноклассники издевались над ней из-за того, что она страдает дислексией. Джерри Холл призналась, что все четверо ее детей от рок-зведы Мика Джаггера страдают дислексией: 23-летней модели Элизабет, 21-летнему Джеймсу, 15-летней Джорджии Мэй и 9-летнему Габриэлю был поставлен один и тот же диагноз — речевое расстройство.
Среди голливудских знаменитостей тоже много дислексиков. Зрителям этот недостаток звезд просто не заметен. Многие актёры страдают от дислексии, и им приходится учить роли на слух...
Орландо Блум страдает от дислексии — он с детства не может читать. Так что ему приходится работать изо всех сил. «Школа всегда была проблемой, но я сдал все экзамены и получил диплом — просто пришлось больше трудится. Дислексия случается не из-за недостатка интеллекта, просто не хватает возможностей. Если у тебя дислексия, то у тебя есть вся необходимая информация, просто труднее её обработать»
Выдающийся британский актёр и режиссёр Энтони Хопкинс в юности страдал страдал дислексией и не мог полноценно заниматься в школе. Через какое-то время юный Энтони пришёл к выводу, что лучше посвятит себя искусству, например, живописи или игре на фортепьяно, чем будет продолжать обучение.
До сих пор имеет яркие симптомы дислексии (неумение завязать шнурки) Дэниел Рэдклифф. Дислексией в юности страдал голливудский актер Вин Дизель. Искрометной Вупи Голдберг в школе было плохо: там заставляли читать и писать, а когда у девочки не получалось, ее обзывали слабоумной. На самом деле Вупи страдает дислексией и читать попросту не может. Голдберг решила не мучиться и перестала ходить в ненавистную школу, а заодно сбежала из дому.
Дэрил Ханна - в детстве эта актриса страдала дислексией с сопутствием признаков аутизма. Американский актёр, режиссёр, продюсер, сценарист Том Круз страдал дислексией. В 2005 году Круз публично заявил, что саентология, а особенно технология обучения Хаббарда, помогли ему преодолеть эту болезнь.
Киноактриса Сальма Хайек тоже страдает дислексией (а точнее нарушением чтения. Чтение замедленное, угадывающее, с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного).
В юности Киану Ривз больше преуспевал в хоккее, нежели в академических дисциплинах, поскольку процесс образования был осложнен для него дислексией. Ривз мечтал стать хоккеистом, выступающим за честь Канады на Олимпиаде, однако травма поставила на его мечтах о хоккее крест. Позднее Киану посещал альтернативную, анархистскую бесплатную школу («Avondale Alternative»), что позволяло ему получать образование и подрабатывать в качестве актера одновременно. Позже он бросил школу, так и не получив аттестат о среднем образовании.
Американская поп-исполнительница, автор песен, актриса, режиссер и музыкальный продюсер Шер в юности тоже страдала дислексией.
Английская актриса и модель Джейми Мюррей — дочь английского актера Билли Мюррея, родилась в Эссексе, Англия. Незадолго до её шестнадцатилетия у Мюррей была диагностирована дислексия.

Статью подготовила логопед центра "Вoltun" Алена Александровна