Дизартрия

Дизартрия - нарушение произносительности речи. Дизартрию от других нарушений произношения можно отличить тем, что при дизартрии страдает вся произносительная сторона речи, а не только произношение отдельных звуков.

Заболевание бывает и у взрослых, проявляясь нарушением слухового восприятия речи, нарушением письма и чтения. У детей речь характеризуется нечетким, смазанным и еле понятным звукопроизношением, где голос может быть в одном случае тихим, едва слышным, а в другом очень резким. Ритм дыхания у них нарушен, темп речи бывает ускоренным или же замедленным.

Возникнуть дизартрия может вследствии вредоносных факторов, что возникли во время беременности, например, это могут быть вирусные инфекции, токсикозы, паталогия плаценты. В момент рождения ребенка причинами могут оказаться затяжные или быстрые роды, которые вызывают кровоизлияние в мозг младенца; в раннем возрасте это могут быть различные инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек.

Существуют дети с легкой степенью дизартрии, которые особо не выделяются среди своих сверстников. Но эти дети, в отличии от других, плохо едят, нечетко говорят. Они обычно не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко из-за того, что им трудно жевать эти продукты. Все равно нужно постепенно включать в их рацион эти продукты, приучать хорошо пережевывать и твердые продукты.

Большинство детей с дизартрией не могут самостоятельно полоскать рот. Они могут вылить воду обратно или же сразу ее проглотить. Это наблюдается из-за того, что у них слабо развиты мышцы языка, щек. Если такое происходит – нужно учить ребенка надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую. Лишь только после этого его можно приучать полоскать рот водой.

Такие дети не хотят и не любят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки. Нужно учить его, развивая мелкую моторику рук. Нужно не только показывать движения, но и воспроизводить их руками ребенка. После таких тренировок ребенок сможет застегивать пуговицы и шнуровать ботинки на себе сам. Также такие дети не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш. Необходимо постепенно развивать мелкую моторику рук.

Они испытывают затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им трудно удерживать равновесие, когда они стоят на одной ноге; нередко можно заметить, что они не умеют прыгать на правой и левой ноге. В таком случае взрослому необходимо помочь ребенку выполнять эти движения. Сначала необходимо держать ребенка за талию, а потом – спереди за обе руки, пока он не научится выполнять упражнение самостоятельно.

Такие нарушения моторики у детей нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях, как дома, так и в специальных учреждениях. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Для того чтобы быстро добиться нужного результата,  необходимо работу проводить совместно с логопедом. Также необходимо проконсультироваться со специалистом по лечебной физкультуре и с вречем-психоневрологом