Когда нужно обращаться к логопеду?

Профилактический осмотр у логопеда необходимо проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Речь детей до достижения дошкольного возраста очень быстро развивается, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

Первый этап речевого развития начинается еще до года. То есть можно определить наличие возможных нарушений еще в первые месяцы жизни ребенка.

В первые недели жизни у ребенка должен появиться крик, что сигнализирует о голоде, боли и т.п. Также важны показатели - спит ли ребенок в перерывах между кормлением, нормально ли сосет грудь (соску).

Постоянный навязчивый крик с захлебыванием, сопровождающийся нарушениями режима сна, может быть признаком органического поражения центральной нервной системы. Такие нарушения в кормлении ребенка, как: не берет грудь, не может сосать, захлебывается, молоко выливается через нос - могут свидетельствовать об органическом поражении нервной системы.

На конец 1 – начало 2 месяца ребенок должен концентрировать внимание на речи взрослых (он затихает, внимательно слушает, часто улыбается).

В 2-3 месяца начинает искать лицо того, кто говорит.

В 3 месяца появляется агуканье. Как реакция на улыбку и речь взрослого ребенок начинает повторять набор звуков, где преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

В 5-6 месяцев появляется лепет и продолжается до конца первого года. Он представляет собой слогообразные вокализации (типа та-та-та, ба-ба-ба, ма-ма-ма), с помощью которых ребенок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Постепенно составляющие цепочки становятся все более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги. Наиболее частые слоги типа «согласный - гласный» с начальным прорывным звуком. Лепет тоже имеет свою последовательность появления звуков (сначала губные согласные, затем переднеязычные т.д.).

Отсутствие или быстрое затухание лепета, отсутствие речи в целом могут свидетельствовать о нарушении слуха, интеллекта или об органическом поражении головного мозга. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. В речи используются звуки п, б, м, г, к, е, а.

В 10 месяцев ребенок использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

Около года ребенок начинает произносить до 10 слов. А в 1 год 8 месяцев - 2 года в речи ребенка должно быть до 40 слов; появляются первые предложения из 2 слов («Мама, ди» - «Мама, иди», «Дай ляля» - «Дай куклу» )

В 2 года ребенок уже понимает значение единственного и множественного числа существительных, значения уменьшительно - ласкательных слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

В 2 года и 6 месяцев правильно произносит звуки с, з, л.

В 3 года ребенок образует новые слова с помощью словообразования, появляются многословные предложения (3 и более слов).

В 4 года ребенок уже усваивает все падежные и родовые окончания существительных и прилагательных (кроме наиболее сложных нетипичных случаев), он может контролировать грамматические ошибки в речи других людей. Ребенок знает и называет основные цвета и собирательные понятия.

В речи почти исчезает смягчение. Уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне. Многие дети среднего дошкольного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: Л, Ль, Й.

В 5 лет у ребенка полностью сформировано звукопроизношение (правильно произносит все звуки, называет и повторяет слова различной слоговой структуры).

Если на каком-то из этапов речевого развития ваш ребенок начал отставать, стоит обратиться к логопеду. Чем раньше будут выявлены нарушения - тем быстрее удастся их устранить. Например, при нарушении формирования речевого (фонематического) слуха (с 1 года 8 мес. до 2 лет), что позволяет различать на слух все звуки родного языка, а также слова близкие по звучанию (рак-лак, мышка-миска) становится невозможным быстрое и точное запоминание слов и их значений. Это сразу сказывается на словарном запасе ребенка, а в дальнейшем и на звукопроизношении. Если ребенок не слышит разницу между звуками (ш-с, ж-с, р-л и т.д.), то он не сможет их различать, а соответственно и не будет произносить некоторые звуки.