Логоритмика

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

У логоритмики есть несколько задач: оздоровительные, образовательные, коррекционные,  воспитательные.

Оздоровительные задачи -  развивается дыхание,  сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия,  походка, правильная осанка, грация движений,  укрепляется костно-мышечный аппарат.

Образовательные задачи - формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений; развитию ловкостимоторные,,выносливости, силы,координации движений, переключаемости,  организаторских способностей. Также усваиваются теоретические знания с  музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. 

 Воспитательные задачи - содействует  нравственному,умственному, эстетическому и трудовому воспитанию.  Решение воспитательных задач содействует: 

1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии сданным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;

3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и по этапностью логопедической работы.

Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов. При заикании, дислалии, дизартрии, ринолални, афазии и других нарушениях занятия строятся по-разному. Например, при заикании логоритмические занятия направлены на коррекцию моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т.д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию слухового внимания, дифференциации ротового и носового дыхания, снятию назализации и т.д.

Большое значение имеет музыка. Дети танцуют под музыкальное сопровождение с четким ритмом. Амплитуда движений и их темп  должны согласовыватся с динамикой звучания музыки.

Все задания мы учим постепенно, в несколько этапов:

1. учим наборы движений ручками, ножками, головой, туловищем, пальчиками и т.д.

2. учим текст стишков, песенок и сказок 

3. соеденяем вместе текст и движения.

Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики обязательно входят танцы.  При отборе игр учитываю то, чтобы правила были понятныи доступны  детям. 

На занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Логоритмика проходит с учетом возраста и речевых нарушений детей. Задачи усложняются постепенно.