Развитие речи ребенка

Перед тем, как приступить к развитию речи ребенка, необходимо определить, какие ее компоненты нужно развивать. Для каждого возрастного периода характерны свои особенности (смотреть статью «Когда нужно обращаться к логопеду?»). На одном этапе лучше может развиваться звукопроизношение, а на другом словарь ребенка. Можно также системно взаимодействовать на различные компоненты речи: фонематические, лексические, грамматические. Но обязательно учитывать возрастные возможности ребенка. Если он еще не готов к восприятию предоставленного вами материала, то это будет не результативно и может вызвать негативное отношение к последующим занятиям по развитию речи. Ребенок может сам проявлять интерес к некоторым играм, направленным на развитие речи. В таком случае взрослые должны поддержать его и предложить аналогичные игры. Когда у ребенка появиться интерес к занятиям по развитию речи в целом, можно предложить несколько других игр. Обязательно хвалить ребенка даже в самых незначительных его достижениях. Много детей отказываются продолжать играть в игру, в которой они не смогли достичь успеха. При этом чем меньше ребенок, тем более важно для него, насколько эмоционально его поддерживают. Не бойтесь отвлечь ребенка от игры эмоциональными возгласами («Молодец», «Ты справился», «У тебя получилось») или даже аплодисментами в его честь. Как же развивать речь?

Фонетико – фонематические процессы

Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й]; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. 2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В таком случае можно подбирать упражнения на развитие фонематического слуха (смотреть статью «Развитие фонематического слуха»). 3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и то же слово произносит различно. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. 4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов. В таком случае можно подбирать упражнения на развитие артикуляционной моторики (смотреть статью «Развитие артикуляционной моторики»).

Лексика

Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие.

Активный словарь – слова, которые ребенок говорит.

Пассивный словарь – слова, значение которых ребенок понимает.

Сначала развивают пассивный словарь, а потом активный. Например, сначала ребенок показывает на названый вами предмет на рисунке, а потом сам говорит, как называется каждый из изображенных предметов.

Занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно. Поэтому для начала подберите рисунки на лексические темы, которые вы будете изучать.

Сначала изучают имя существительное: «Овощи», «Фрукты», «Грибы» «Ягоды», «Перелетные птицы», «Части тела», «Дикие животные и их детеныши », «Домашние животные и их детеныши», «Дом. Семья», «Мебель», «Посуда», «Зимующие птицы», «Животные жарких стран», «Животные севера», «Профессии», «Транспорт», «Материалы и инструменты», «Рыбы», «Цветы», «Насекомые», «Игрушки» и т.д.

Потом глаголы: «Способы приема пищи», «Игровые действия», «Способы перемещения», «Простые бытовые действия», «Действия во время обучения» и т.д. Имя прилагательное: «Цвета», «Формы», «Размеры», «Материалы», «Запахи», «Вкусы» и т.д.

Числительное: дифференциация понятий «один предмет» — «много предметов», счет (для детей не младше дошкольного возраста).

Также изучают местоимение и наречие.

Чаще всего возникают трудности при изучении предлогов. Их изучают также по принципу от простого к сложному:

  1. простые (состоят из одного слова): в, к, у, над, на, перед, при и другие;
  2. сложные (состоят из двух простых, соединённых дефисом): из-под, из-за, по-над и другие;
  3. составные (состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличие от, в связи и другие.

Или за классификацией по отношениям:

  1. пространственные — около, в, среди, на и др.;
  2. временные — в течение, в продолжение и др.;
  3. причинные — ввиду, благодаря, вследствие, в связи, из-за и др.;
  4. целевые — для и др.;
  5. объектные — о и др.;
  6. сравнительно-сопоставительные;
  7. определительные;
  8. уступки;
  9. сопроводительные.

Каждую лексическую тему нужно прорабатывать не менее недели.

Грамматика

Грамматика включает морфологию и синтаксис.

Термин «морфология» охватывает как словоизменение, так и словообразование.

Словоизменение — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения.

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по определённой грамматической категории или категориям. Семантический строй категории имени существительного глубоко отпечатлевается и в основных грамматических формах имени существительного - в формах рода, числа и падежа.

Существительные различаются по родам и изменяются по числам и падежам. В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Нужно учить ребенка определять пол предметов. Существительное может иметь формы единственного или множественного числа. Поэтому ребенок должен уметь отличать один - много предметов и изменять слова за числом (одна - утка, много - утки).

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый падеж имеет несколько значений, объединяемых в семантический комплекс. Ребенка необходимо научить отвечать на вопросы каждого из падежей.

Падеж Вопросы падежей
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?

Основные грамматические категории глагола: наклонения, времени, вида, залога, лица, числа.

Лицо – грамматическая словоизменительная категория глагола, обозначающая отношения субъекта действия к говорящему лицу, собеседнику или лицу описания. Есть три лица: первое, второе и третье. (я пишу, ты пишешь, она пишет).

Число – это грамматическая категория, способная выражать количественные характеристики (пишу, пишем).

Наклонение – грамматическая категория глагола, выражающая соотнесенность действия с действительностью, с точки зрения говорящего. В нашем языке три наклонения: изъявительное, констатирующее, утверждающее или отрицающее действие в настоящем, прошедшем или будущем; повелительное, выражающее волю говорящего, побуждающее кого-то стать производителем, субъектом действия; условное, обозначающее предположительное или желательное действие.

Время – это система противопоставленных друг другу рядов форм, обозначающих отношение действия ко времени его осуществления. Категория времени характеризует время протекания действия (или состояния) по отношению к моменту речи (абсолютное время) или по отношению к какому-то моменту, принятому за исходный (относительное время) (пишу, писал, напишу).

Вид – грамматическая категория, обозначающая границы и характер протекания действия во времени. В славянских языках противопоставлены совершенный и несовершенный вид (писать, написать). Категория залога характеризует взаимоотношение субъекта и объекта в процессе совершения действия.

Род – грамматическая категория, традиционно распределяющая слова по двум или трем классам. Три рода: мужской, женский, средний (писал, писала, писало).

Словообразование - процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, — соединение основ с аффиксами ("стол-ик", "за-столь-н-ый"), соединение нескольких основ ("узкоколейи ный", "громкоговоритель"), перевод основ из одного класса в другой ("руль — рулить", "золото — золотой"), чередования в составе основы ("глухой — глушь") и др.

Си́нтаксис — раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений.

Синтаксис включает в себя:

  1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
  2. рассмотрение видов синтаксической связи;
  3. определение типов словосочетаний и предложений;
  4. определение значения словосочетаний и предложений;
  5. соединение простых предложений в сложные;
  6. члены предложения.