Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – отсутствие понимания речи, но при том, что есть возможность говорить. Ребенок с сенсорной алалией иногда может говорить много, но непонятно; нарушено формирование речи. Сенсорная алалия наблюдается реже, чем моторная. Причиной того, что ребенок не понимает речи других людей, является поражение центра Варнике, который находится в височной области левого полушария.

Такие дети не различают слова, что есть близкими по звучанию, но, безусловно, разные по смыслу. Например, слова: рак-лак, дочка-бочка. Они не понимают разницы в грамматических формах.

Детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми и с сенсорными афазиками. Также, если ребенок не понимает задания, которое вы ему говорите выполнить, - не принимайте это за интеллектуальную недостаточность. В таких случаях нужно показать, как выполняется это задание ребенку, например, выложить из мозаики определенную геометрическую фигуру. Очень важно при этом выяснить, пользуется ли он помощью взрослого, подражает ли другим детям.

Можно выделить такие особенности сенсорной алалии:

Дети неправильно произносят звуки, искажают слова;

На отвлеченные шумы дети реагируют, но на свое имя могут не откликаться;

Дети в одних случаях могут повторить слоги, слова или фразы, в других нет;

Понимают слова, когда они сказаны отдельно и непонимают эти же слова в связной речи;

Понимание смысла фраз лишь только в определенной ситуации;

Немало детей с таким заболеванием понимают только то, что сами могут произнести;

Значительные трудности в поддержании внимания, в переключении с одного вида деятельности на другой.

Не обращая внимания на то, что в практике случаи такого заболевания встречаются довольно редко, этим детям нужно помогать, следить за ними. Но лишь только при коррекции и лечении возможна частичная компенсация данного дефекта. Далее идет подготовка к обучению в школе для детей с нарушениями речи.