Сюжетно-ролевая игра

Дошкольное детство - самый важный период ста¬новления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 
Основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста есть игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинирован¬ность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются ВСЕ стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. 
Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Именно в сюжетно - ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, преодолеваются проблемы в общении.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
1. Социализация.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. 
2. Эмоциональное развитие
Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольни¬ков часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Она обогощает теми эмоциями, которые в повседневной жизни ребенка часто еще не доступны. Учит сочувствию, сопереживанию, взаимоподдержке и т.д. 
3. Развитие памяти, мышления, внимания
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка. Активно развиваются познавательные процессы через постановку и решение игровых задач, проблемных ситуаций. В игре ребенок запоминает роль и соотносит ее с нормами поведения, продумывает ход действий, следит за ситуацией, наблюдает за выполнением обязанностей каждого и т.д.
4. Развивитие воображения
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые яркие образы. Развитие игрового творчества сказыва¬ется и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. 
5. Развитие речи. Комуникация.
Между речью и игрой существует двосторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их. Словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства которые являются неотъемлемой частью сюжетно-ролевой игры. 
В игре дети преодолевают свои страхи, комплексы, неуверенность и идут на диалог для достижения общей игровой цели. Они проигрывают множество жизненных диалогов, которые помогут ребенку в будущем при решении множества жизненных задач. Дети учатся взаимодействовать, решать спорные вопросы и договариваться. Это огромнейший опыт, который жизненно необходим ребенку.
К сожалению, взрослые недооценивают значимость игры в жизни ребенка. Многие родители считают игру просто хорошим проведением времени, развлечением. Но, ПРАВИЛЬНО играя ребенок осваивает ВСЕ необходимое для полноценного развития. Очень важно правильно играть с малышом, не пуская все на самотек и не контролировать каждое движение, а просто помогать, направлять действия, создавать спорные и непредсказуемые ситуации, пробуждать воображение и т.д. Нужно учить играть развиваясь!!!
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.


Статью подготовила психолог центра "Вoltun" Кленько Юлия Ивановна