Задержка психического развития (ЗПР)

В. В. Лебединский (2003) выделил основных 6 видов нарушений психического развития:

  1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).
  3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий) и тенденцией к нивелированию с взрослением ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

Распространенность ЗПР среди детского населения составляет 1%, 2% и 8–10% в структуре психических заболеваний (Кузнецова Л. М.). Задержки психического развития в качестве синдрома, естественно, встречаются значительно чаще.

Выделяют следующие вариации этого состояния:

1. ЗПР конституционного происхождения (психический инфантилизм). Связан с замедленным созреванием структур левого полушария, что обуславливает эмоционально-личностную незрелость ребенка, который оказывается как бы на более ранней ступени развития эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания. 
Характерно: преобладание повышенного фона настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости; высокая подражаемость, преобладание игровых интересов,  внушаемость.
2. ЗПР соматического происхождения. Обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери. Возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети медлительны, быстро устают, работоспособность неровная (выше в 1-ой половине дня); внимание быстро рассеивается; двигательные навыки и умственное развитие недостаточно.
3. ЗПР психогенного происхождения. Связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям. В условиях безнадзорности у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду. В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У некоторых детей наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм.
При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.
4. ЗПР церебрально-органического генеза. Встречается чаще, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в аномалии развития. Причины: патология беременности и родов; инфекции, интоксикации; травмы ЦНС в 1-е годы жизни – в определённой мере сходны с причинами, приводящими к олигофрении. Чаще этот тип ЗПР связан с более поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозговых систем уже закончена. Характерно: нарушение познавательной деятельности, отсутствуют живость и яркость эмоций; слабый уровень в оценке и низкий уровень притязаний; игру характеризует бедность воображения и творчества; преобладание двигательной расторможенности.

ЗПР сложно отграничить от сходных состояний:педагогической запущенности, умственной отсталости,  детского аутизма, инфантилизма. Но чаще всего ЗПР путают с умственной отсталостью.

Основные критерии отграничения ЗПР и умственной отсталости

Дифференциальные признаки    ЗПР   Умственная отсталость
Степень поражения головного мозга  Функциональные нарушения ЦНС. Локальные очаговые поражения средней и лёгкой степени.    Диффузное в сочетании с очаговыми поражениями. 
  Познавательное развитие  Несформированность словесно-логических операций, восприятие недифференцированное, внимание неустойчивое, затруднения в переработке вербальной информации.   Тотальное психическое недоразвитие: недоразвитие наглядных форм мышления, восприятие искаженно и не целостно, слабое развитие памяти, внимания. 
  Речевое развитие  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.   Общее недоразвитие речи. 
  Способ выполнения действий  Метод проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации.   Нерациональные, непродуктивные и неадекватные способы манипулирования. 
  Произвольность  Отсутствие произвольности в психических функциях, но при обучении ребенок переходит к элементам произвольности.   Отсутствие произвольности в любой деятельности.
  Характер оказываемой помощи  Помощь принимает и использует ее при выполнении заданий.
Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы.
 Развёрнутая помощь взрослого. Не принимает и не использует при выполнении заданий.
  Способность к переносу   Имеется у большинства детей.  Нет способности к переносу или затруднён.
 Уровень психической деятельности  Средний. Низкий.